| Название статья |
ВУЗОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ЦЕННОСТНО ДЕТЕРМИНИРУЕМАЯ ОБЩНОСТЬ:
ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
|
| Авторы |
Воробьев Владимир Павлович, доктор социологических наук, профессор, кафедра государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), vvp@sura.ru
Скворцова Анастасия Александровна, аспирант, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), finep63@mail.ru
|
| Индекс УДК |
316.752, 316.34/35
|
| Аннотация |
Актуальность и цели. Исследование ценностных ориентаций вузовских преподавателей актуально ввиду того, что ценности не только характеризуют специфику профессиональных групп, но и выступают в качестве индикатора процессов общественного развития. Цель данного исследования – проанализировать фактическое ценностное самоопределение преподавателей вуза и на этой основе определить степень включенности данной профессиональной группы в более широкую общность, традиционно характеризуемую как интеллигенция.
Материалы и методы. Основанием исследования послужил анализ научных работ по проблемам эволюции социальных функций представителей умственного труда в современных условиях. В качестве эмпирического материала были использованы итоги авторского массового опроса, проведенного среди вузовских преподавателей четырех регионов Приволжского федерального округа.
Результаты. Уточнена специфика интеллигенции как социальной общности. Предложен авторский вариант перехода к континуальным моделям описания данной общности. В результате эмпирического исследования (n = 545) определена иерархия ценностных ориентаций современного преподавателя вуза; проанализированы гендерные различия в ценностных ориентациях. Выявлены основные противоречия ценностного самоопределения преподавателей.
Выводы. Интеллигенция представляет собой ценностно детерминируемую группу, специфические функции которой связаны не только с воспроизводством культуры, но и с критическим анализом альтернатив развития общества. С этой точки зрения профессиональная группа преподавателей вузов может быть рассмотрена как общность, в той или иной мере приближающаяся к стандартам подлинной интеллигентности. Опыт социологического исследования ценностей преподавателей провинциальных вузов показал, что при описании обязательных функций вузовского преподавателя респонденты близки к идеальным стандартам интеллигентности. В то же время, характеризуя собственные ценностные ориентации, большинство респондентов ориентируются на иные стандарты, связанные не с содержанием профессиональной деятельности, а с ее условиями. При этом лишь половина респондентов заявила о готовности лично реализовывать некоторые функции, характеризующие вузовского педагога именно как интеллигента. Для уточнения того, насколько современные вузовские преподаватели воплощают в себе черты интеллигентности, необходим переход от анализа их вербальных установок к рассмотрению внешних экспектаций и внешних оценок их деятельности.
|
|
Ключевые слова
|
преподаватели вузов, ценностные ориентации, социальная роль, интеллигенция, интеллигентность.
|
 |
Скачать статью в формате PDF
|
| Список литературы |
1. Томас, У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль. – М., 1994.
2. Спирин, А. П. Профессиональные ценности современного педагога / А. П. Спирин. – Волгоград, 2011.
3. Бялый, Ю. Звезда или смерть российской интеллигенции / Ю. Бялый // Россия ХХI. – 1997. – № 5–6.
4. Кошелева, Л. А. Интеллигенция как феномен русской культуры : дис. …канд. культ. наук / Кошелева Л. А. – М., 2000.
5. Шиняева, О. В. Диалог власти и населения в контексте формирования гражданского общества / О. В. Шиняева, Л. Х. Каюмова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – № 1 (29).
6. Р. Мертон и его концепция социологии науки // Современная западная социология науки / под ред. В. Ж. Келле, Е. З. Мирской. – М., 1988.
7. Степин, B. C. Специфика научного познания / В. С. Степин // Наука: возможности и границы / под ред. Е. А. Мамчур. – М., 2003.
8. Социоанализ Пьера Бурдье : альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН / под. ред. Н. А. Шматко. – СПб., 2001.
|